preview_image
17.05.2024
Обновлено 17.05.2024
9 минут на чтение

Как поможет страховка от невыезда, если путешествие сорвется

Узнайте, как работает страховка от невыезда: полное руководство с ключевыми советами для защиты ваших путешествий в 2024 году. Будьте подготовлены к любым ситуациям!

Зачем нужна страховка от невыезда

Путешествие может сорваться по причинам, которые не всегда зависят от самого туриста. Внезапно полученная травма, срочная госпитализация или отказ в выдаче визы — лишь часть неприятностей, с которыми может столкнуться каждый выезжающий за рубеж или путешествующий по России. Вынужденный отказ не только отменяет запланированный отпуск, но и несет значительные финансовые потери.

Страхование от невылета или невыезда поможет, если случится форс-мажор и поездку придется отменить. Благодаря полису можно вернуть часть денег или полную стоимость путевки, проживания или авиабилетов в зависимости от условий отмены и правил страховой компании.

Как правило, если турист купил турпутевку через туроператора, то компания должна вернуть часть средств за оплаченное путешествие. Однако чем ближе дата запланированного тура, тем больше средств удержит туроператор — это так называемый штраф за отмену, который компенсирует риски.  Если отдыхающий заранее позаботился о путешествии и застраховал риск “невыезда”, то оставшуюся сумму денег вернет страховщик.

Так, о расходах, которые понес турист при покупке невозвратных билетов, оплаты трансферных услуг, проживания в отеле, экскурсионных услуг и прочих расходах позаботится страховая компания. При этом неважно, приобреталась готовая турпутевка или путешественник планировал поездку без привлечения посредников. Главное — убедиться на этапе оформления полиса, какие риски признаются страховыми и покрываются за счет страховки. Также можно вернуть деньги за отмену проживания.

Дополнительное страхование рисков, которые могут привести к незапланированной отмене поездки, целесообразно, если:

  • планируется выезд за границу в страну, где потребуется виза. Даже если документы оформлены правильно и в срок, нет ошибок и все формальности соблюдены, визу могут не дать. В этом случае затраты компенсирует страховщик, если такая опция включена в полис;
  • путешествие обошлось дорого и хочется застраховать бюджет от крупных финансовых потерь, если по уважительной причине поездка сорвется;
  • нет дополнительных гарантий запланированного путешествия. Например, отдыхающий самостоятельно оплатил перелет, забронировал отель и не уверен, что все пойдет по плану: рейс могут задержать или вовсе отменить;
  • есть проблемы со здоровьем у самого выезжающего или его близкого родственника, которые могут поставить путешествие под угрозу. 
Важно отметить, что страховка от невыезда не будет покрывать все возможные риски, а также не возместит расходы, если выезжающий отменил поездку по неуважительной причине. Оформить такой полис нужно заранее, до начала поездки.

На что обратить внимание при выборе полиса

Сейчас рынок страхования предлагает различные программы страхования туристов. Некоторые страховые компании имеют в ассортименте отдельные полисы, которые покрывают дополнительные риски выезжающих, другие позволят расширить обычную медицинскую страховку выезжающих за рубеж или путешествующих по России. Чтобы определить, какой полис нужен, стоит обратить внимание на следующие параметры:

  • какие риски признаются страховыми.
  • есть ли франшиза;
  • какая сумма покрытия по полису.

Страховые риски. Пункт, который следует внимательно изучить, прежде чем покупать полис. Есть заблуждение, что страховка от невыезда защитит от отмены при любых обстоятельствах, однако это не так. Продукты в страховых компаниях отличаются и могут включать как максимальное количество страховых событий, так и ограничиться минимальным набором рисков. Например, можно купить полис, который распространит покрытие только в случае внезапно полученной травмы или при госпитализации. Соответственно, если путешествие сорвется из-за отказа в визе, компенсировать потраченные деньги через страховую не получится.

Также важно изучать список исключений, при которых страховка не будет работать. Например, турист купил тур в Египет и оформил страховку от невылета за границу. За неделю до вылета путешественник заболел, в результате чего турпутевку пришлось аннулировать. Часть денег согласно условиям отмены вернул туроператор, а оставшуюся сумму турист планировал вернуть через страховую. Однако в компенсации отказали: страховка предполагала возврат денег только в случае вынужденной госпитализации, а застрахованному оказали амбулаторную помощь.

Франшиза. Это часть средств, которую не возвращают СК. Полис может быть как с франшизой, так и без нее. Такая страховка обойдется дешевле, однако в пределах установленной суммы по условиям страхования туристу придется понести расходы в случае отмены. Размер будет указан в договоре и также будет виден при покупке полиса онлайн. Например, франшиза по полису составляет 15% от лимита компенсации. Если расходы в связи с отменой тура больше франшизы — разницу покроет страховщик. Если меньше — застрахованный не получит компенсацию по страховке.

Страховая сумма. Это максимальное покрытие по страховке - то есть та сумма, на которую может рассчитывать турист, если наступит страховой случай. Размер можно выбрать самостоятельно из вариантов, которые предлагает страховщики при оформлении полиса.

Какие случаи входят в число страховых

Поездка может сорваться по многим причинам, однако каждая страховая компания включает в страховку от невылета или невыезда разные риски. В зависимости от того, какой тип полиса или дополнительную опцию страхования выбрал турист, страховка может компенсировать затраты в случае отмены поездки:

  • если туристу пришлось вернуться из путешествия раньше срока уважительной причине: призвали на службу, экстренно госпитализировали близкого родственника и др.;
  • застрахованный получил травму, заболел или у него выявили инфекцию. Важно учитывать, что в условиях страхования в большинстве случаев страховым случаем будет являться только экстренная госпитализация. Некоторые СК также включают в пакет рисков амбулаторное лечение;
  • если отказали в выдаче визы, когда со стороны застрахованного туриста или его попутчиков были соблюдены все сроки и формальности оформления. Такой риск часто не входит в число страховых по умолчанию: его можно добавить как дополнительную опцию, если иное не предусмотрено СК;
  • если туристу (застрахованному) нужно явиться в суд, например, в качестве свидетеля, а период запланированной поездки совпадает с датой обязательной явки;
  • если серьезно пострадало имущество застрахованного: возник пожар или затопление, наступило обстоятельство непреодолимой силы или кто-то причинил вред умышленно;
  • когда пришлось по уважительной причине задержаться за границей после того, как срок поездки закончился;
  • если наступила смерть застрахованного, его близкого родственника.

Как уже отмечали ранее, каждый страховщик вправе самостоятельно добавлять или исключать определенные риски. Дополнительно условия страхования могут содержать пункты в части компенсации по следующим причинам:

  • рейс отменили или перенесли из-за неисправности транспорта или погодных условий;
  • застрахованный опоздал на регистрацию, так как попал в ДТП;
  • отказали во въезде в страну пребывания.

Если какое-то из событий произошло еще до того, как страховка от невыезда была оформлена, получить компенсацию от страховщика не получится.

Что не покрывает страховка от невыезда

Причин, по которым страховая вправе отказать в выплате, достаточно много: от непризнания случая страховым до формального нарушения застрахованным условий договора. Каждая компания указывает причины, когда страховка не будет работать, рассмотрим самые распространенные из них:

  • застрахованный по своей вине получил отказ в консульстве и ему отказали в визе: например, опоздал с подачей документов или допустил ошибки при оформлении;
  • вылет туриста не состоялся из-за опоздания на регистрацию рейса и посадку по неуважительной причине или по вине транспортной компании-перевозчика;
  • путешественник решил добровольно отменить бронирование по неуважительной причине;
  • риск не входит в перечень покрытия: например, амбулаторное лечение;
  • застрахованный получил травму умышленно или когда находился в измененном состоянии сознания;
  • турист решил отменить поездку по причине болезни человека, который не является близким родственником;
  • условия страхования были нарушены - например, пропущен срок обращения в СК;
  • застрахованного госпитализировали до того, как он купил страховку от невыезда. Также компенсация не положена по всем остальным рискам, если событие произошло еще до того, как полис был оформлен;
  • если не выпустили за границу по причине имеющихся задолженностей. 

Есть события, которые невозможно заранее спрогнозировать и оценить ущерб, поэтому в определенных случаях путешественник не сможет вернуть деньги. К таким случаям относят стихийные бедствия, военные действия, ограничение воздушного пространства местными властями, карантинные меры и другие обстоятельства. 

Что делать при наступлении страхового случая и как получить выплату

Если произошло страховое событие и поездку по уважительной причине пришлось отменить, застрахованный прежде всего должен отменить бронь в отеле, вернуть авиа или ж/д билеты и сообщить туроператору или турагенту об аннуляции тура. Так можно самостоятельно вернуть часть средств за вычетом штрафных санкций за отмену.

Следующий шаг — сообщить о случае в СК: позвонить по телефону, указанному в полисе или связаться с сотрудником по горячей линии.

Чтобы рассчитывать на компенсацию от страховой компании, потребуются документы, подтверждающие отмену поездки или перенос ее сроков. Важно также сохранить все квитанции об оплате услуг, о возврате средств, предоставить чеки или другие подтверждения. После того, как путешественник уведомит компанию о страховом случае и предоставит документы, в течение месяца будет принято решение о назначении страховой выплаты.

Что потребуется для получения выплаты по страховке от невылета или невыезда:

  • заявление на компенсацию (указать причину отмены);
  • копии паспортов — РФ и загранпаспорта, если отменилась поездка за границу;
  • страховка от невылета/невыезда;
  • документы, подтверждающие оплату услуг турфирмы, авиаперевозчика и др.;
  • если часть денег за проживание, турпутевку или перелет вернули - предоставить соответствующий документ о возврате;
  • документы, являющиеся основанием для отмены поездки: выписка из медицинской карты, справка от врача с печатями и подписями, отказ в визе, судебное решение и др.

Где можно купить полис от невыезда

Страховку от невылета или невыезда, как правило, предлагает туроператор вместе с оформлением полиса выезжающих за рубеж. Такой полис будет покрывать самый минимальный набор рисков, поэтому чтобы максимально защитить бюджет от непредвиденных финансовых потерь, рекомендуем оформлять страховку напрямую в СК или через проверенных брокеров.

Страхование от невыезда часто предлагается как отдельная опция к обычной медицинской страховке ВЗР. Например, в АльфаСтраховании можно добавить такой дополнительный риск, расширив покрытие полиса. Некоторые СК выделяют отдельные продукты — например, Тинькофф Страхование.

Кстати, на сайте МТС Все Страховки можно оформить туристическую страховку ВЗР от надежного партнера АльфаСтрахование. Ознакомьтесь с программой страхования и оформите туристический полис за несколько минут. 

Заключение

Невозможно заранее узнать, по какой причине может сорваться путешествие. Однако можно застраховать риски, связанные с вынужденной отменой поездки из-за внезапной болезни, травмы или отказа в выдаче визы, и вернуть часть средств по полису. 

Может пригодиться

Калькулятор ОСАГО

Укажите гос. номер автомобиля, данные заполнятся автоматически из лицензированных источников

Страхование ипотеки

Выберите банк, в котором вы брали ипотеку