Как обратиться в страховую после ДТП
Определите, в какую страховую обращаться при ДТП, если вы пострадали. Узнайте ключевые шаги и получите полезные советы для защиты ваших прав!
В какую страховую обращаться
Попали в ДТП, но не уверены, куда заявить о случившемся? Разберем подробнее основные моменты, как действовать пострадавшему, чтобы получить выплаты.
Когда дело касается “автогражданки” — то есть, когда застрахована гражданская ответственность, при ДТП можно обратиться и в свою страховую компанию. Такую процедуру называют ПВУ — прямое возмещение убытков.
Процесс получения выплат облегчили для водителей: раньше для того, чтобы получить возмещение, нужно было обращаться только в СК виновника, что часто требовало больше усилий и временных затрат, а выбранная СТОА могла не подходить для ремонта авто пострадавшего. По добровольной страховке Каско также можно заявить о случившемся в свою СК, и она возместит ущерб.
Новые правила в законе “Об обязательном страховании” (ст.14.1 N 40-ФЗ), касающиеся части ПВУ, позволяют пострадавшему обратиться к своему страховщику, когда следующие условия не нарушены:
- в аварии пострадали исключительно ТС, причем снято ограничение по количеству авто. Раньше по закону говорилось о 2 автомобилях, сейчас допускается и большее количество контактных столкновений;
- у всех, кто попал в аварию, оформлено ОСАГО. Здесь необходимо отметить, что важно именно наличие действующего полиса с неистекшим сроком действия. Некоторые собственники ограничивают именно срок пользования автомобилем - например, указывают, что пользоваться авто они будут только три месяца. Однако если на момент столкновения период использования ТС по договору истек, но сам срок действия еще не закончился, СК возместит ущерб, а потом применит процедуру регресса в отношении владельца страховки. То есть, компенсацию пострадавший получит в любом случае.
Как происходит процедура ПВУ: вы обращаетесь в вашу страховую как пострадавший → СК оценивает ДТП, осматривает машину, проводит экспертизу → страховая ремонтирует авто или выплачивает вам компенсацию, а затем возвращает деньги через СК инициатора аварии.
Потерпевший может выбрать, в какую страховую обратиться, однако если пострадал хотя бы один человек, а также другое имущество, кроме ТС, решить вопрос о компенсации в своей СК не получится. Условно, когда нарушены требования по процедуре ПВУ, следует заявить о случае в страховую компанию того, кто совершил ДТП.
Если обнаружится ухудшение состояния здоровья пострадавшего после уведомления своего страховщика, он также имеет полное право обратиться в страховую виновника за компенсацией ущерба, причиненного здоровью.
Резюмируем, когда точно нужно идти к страховщику виновника: повреждено другое имущество, пострадал человек.
В течение какого времени нужно обратиться в страховую после ДТП
Когда дело касается страхового возмещения, не стоит медлить — сразу сообщаем страховой, что произошла авария. Конечно, на практике часто бывают случаи, когда для установления виновности участников ДТП требуется несколько дней. Если по уважительной и объективной причине собрать все подтверждающие документы не получается в срок, пострадавшая сторона может подать заявление позже. Так как точные условия зависят от конкретной страховой, рекомендуется ознакомиться с порядком обращения в СК.
Есть общий установленный срок, который регулируется положением “Об обязательном страховании”: в документе говорится, что нужно сообщить об инциденте и подать заявление в СК в течение 5 дней. Пятидневный срок рекомендован к исполнению для аварий, оформленных по Европротоколу.
Если же на место приезжали инспекторы и фиксировали ДТП, то также рекомендуется соблюдать 5-дневный срок. Отказать в возмещении пострадавшему страховая не может до того момента, как еще действует срок исковой давности - 3 года.
Коротко о сроках:
- уведомить СК сразу после аварии;
- 5 дней на сбор документов и подачи заявления — для Европротокола; для аварии, оформленной с участием полиции — обращение за компенсацией в течение трех лет. Если пройдет больше 3 лет с того момента, как произошло ДТП, страховая не будет выплачивать компенсацию или отправлять машину на ремонт;
- также в течение пятидневного срока необходимо направить автомобиль для осмотра в СК. Если авто сильно пострадало и нет возможности доставить его в страховую, компания направит эксперта на место стоянки ТС. Не рекомендуется самостоятельно делать ремонт до оценки состояния экспертами.
- в каждой страховой — свои рекомендованные сроки обращения, указанные в договоре, но они не могут быть меньше 5 дней.
Важно отметить: все стороны ДТП обязаны уведомить своего страховщика о том, что произошла авария - как виновник, так и потерпевший. Чем раньше — тем лучше.
Где найти телефон СК виновника и как узнать номер договора страхования: по закону тот, кто инициировал ДТП и застрахован по ОСАГО, передает информацию пострадавшим. Если в аварии установлено несколько виновников, обращаться можно в любую из страховых.
Как подать заявление в страховую после ДТП
После того, как уведомили СК об аварии, необходимо собрать пакет документов, которые подаются вместе с заявлением на страховую выплату. От того, в какую СК будете обращаться, зависит и способ подачи заявления: онлайн на официальном сайте, в приложении или нужно будет отнести заявление вместе с документами в представительство компании. Если возникнут сложности в процессе сбора и подачи документов — звоните в страховую, где сотрудник подскажет, как действовать дальше.
Набор документов, которые подаются вместе с заявлением, следующий:
- документ, подтверждающий личность и водительское удостоверение;
- документы, свидетельствующие об аварии: постановление от сотрудников Госавтоинспекции или заполненный Европротокол с предоставлением фотофиксации;
- извещение об аварии;
- ПТС/СТС;
- заверенная медицинскими работниками справка, подтверждающая травмы и состояние потерпевшего (если есть);
- указать реквизиты для перевода компенсации, если это приоритетный способ возмещения.
Когда подали заявление, страховая компания должна провести осмотр машины для оценки степени повреждений. Далее принимается решение, сколько выплатить в рамках договора. Если состояние автомобиля не позволяет предоставить его страховой, компания пришлет эксперта для оценки ущерба на месте, где стоит ТС. Важно ничего не ремонтировать самостоятельно до проведения экспертизы.
Стоит отметить, что не всегда стоимость ремонтных работ оценивают справедливо, а страховые выплаты с учетом характеристик авто и износа деталей могут не покрывать реальных расходов на новые запчасти. Если потерпевшему кажется, что возмещение занижено, он вправе оспорить решение с представителем страховой или обратиться к финансовому омбудсмену.
Стандартные сроки получения компенсации, направления на ремонт в СТОА или письменного отказа — 20 дней после того, как подали заявление. На практике случаются и задержки со стороны СК, однако в интересах страховой укладываться в установленные сроки из-за штрафных санкций.
Если у виновника нет полиса ОСАГО
Вопрос с компенсацией решить несложно, когда у того, кто стал инициатором ДТП, есть страховка — пострадавший обращается в его СК или в свою, то есть в любом случае его интересы защищает полис виновника аварии.
Многие водители ошибочно полагают: если у них есть ОСАГО, то их же страховая и должна решать вопрос с виновником ДТП. Дело в том, что такой полис защищает не того, кто его оформил, а тех, кто попал в ДТП по вине владельца страховки. Поэтому, когда ответственность виновника перед другими на дороге не застрахована, то и получить деньги через страховую пострадавшим невозможно.
Как тогда действовать?
Постараться решить вопрос на месте и сразу получить денежную компенсацию или расписку о том, что ущерб вернут в течение оговоренного времени. Конечно, если характер аварии несерьезный, а автомобиль имеет незначительные повреждения, виновник может согласиться на урегулирование вопроса на месте. Однако на практике стороны просто могут не договориться — тогда на место аварии необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, независимых экспертов для оценки ущерба. Если и в этом случае договориться не получилось — подавать в суд.
В каких случаях можно обращаться в РСА:
- если у страховой отозвали лицензию или она признана банкротом (касается и возмещения имущественного ущерба, и при причинении вреда жизни и здоровью);
- виновник покинул место ДТП и его не удалось найти;
- пострадал человек, а у инициатора аварии нет ОСАГО.
Заключение
Помните о сроках обращения в страховую и уточните, в каких случаях можно рассчитывать на прямое возмещение убытков. Даже если прошло больше 5 дней после ДТП, за вами сохраняется право на компенсацию ущерба в качестве пострадавшего.
Может пригодиться
Калькулятор ОСАГО
Укажите гос. номер автомобиля, данные заполнятся автоматически из лицензированных источников
Страхование ипотеки
Выберите банк, в котором вы брали ипотеку