Дефектовка автомобиля: выявление скрытых повреждений после ДТП
Что такое дефектовка автомобиля, как ее провести и зачем нужнен акт о скрытых повреждениях в авто после ДТП
Что такое скрытые повреждения и какими они бывают
После того, как автомобиль попал в ДТП, некоторые видимые повреждения автомобилисты сразу замечают невооруженным глазом: например, разбитую фару, помятое крыло дверцы или вмятину на бампере. Однако за видимым ущербом зачастую скрываются куда более серьезные проблемы, которые можно обнаружить только после тщательного осмотра авто. Такие дефекты называют скрытыми, и их сможет выявить только грамотный эксперт на сертифицированной СТО, оснащенной специальным оборудованием.
Даже несерьезное на первый взгляд повреждение в дальнейшем может вывести ТС из строя, поэтому важно доверить автомобиль специалистам. Эксперты проведут детальную оценку всех повреждений, включая скрытые, осмотрев автомобиль на специальном подъемнике или сняв, при необходимости, элементы ТС.
Автомобиль после ДТП сначала осматривает эксперт от страховой компании и отображает данные в специальном акте осмотра, чтобы на основании заключения СК приняла решение о компенсации ущерба в рамках ОСАГО. Однако при первичном осмотре после столкновения проблематично обнаружить скрытые повреждения. Поэтому специалисты рекомендуют внести в акт осмотра пометку о возможных скрытых дефектах. Чтобы выявить скрытые повреждения кузовных деталей и технических агрегатов ТС, проводят дефектовку автомобиля на независимой станции техобслуживания. Также скрытые повреждения могут быть выявлены в ходе осмотра ТС на СТО, если способ возмещения ущерба в рамках страхования — направление на ремонт.
Важно: чтобы рассчитывать на компенсацию от страховой компании в рамках полиса ОСАГО или Каско, не стоит приступать к самостоятельному разбору автомобиля. Это может привести к мотивированному отказу страховщика в возмещении ущерба.
Итак, при ДТП автомобиль может получить различные скрытые повреждения, характер и расположение которых будет зависеть непосредственно от места удара. Приведем в пример некоторые виды серьезных дефектов, которые удается выявить только при детальном осмотре:
- повреждение деталей и систем, расположенных за элементами кузова авто;
- общее смещение осей кузова;
- повреждение электрических и электронных систем;
- повреждение подвески;
- нарушения в работе двигателя и др.
Важно полностью оценить ущерб, нанесенный автомобилю в результате ДТП, иначе скрытые повреждения проявят себя в самый неподходящий момент и обернутся для автомобилиста существенными затратами на их устранение. Стоит отметить, что водитель может обратиться к повторной независимой экспертизе, если повреждения были обнаружены после страховой выплаты или если имеются претензии к СК в части расчета компенсации.
Что такое акт дефектовки
Если говорить о том, что такое дефектовка — это процесс, при котором в ходе визуального осмотра специалист выявляет скрытые повреждения автомобиля, которые были получены при ДТП.
Одним из важных, но не единственных документов для подтверждения и обоснования реальной стоимости ремонта автомобиля после ДТП является акт дефектовки. Дефектный акт — внутренний документ СТО, в котором фиксируется состояние автомобиля на момент его визуального осмотра, перечисляются все имеющиеся неисправности, а также указываются меры по их устранению, в том числе рекомендации группы профильных экспертов. Акт подтверждает проведение дефектовки. Важно отметить, что документ должен быть подписан всеми членами комиссии в отличие от дефектной ведомости, которая содержит только данные о нанесенном автомобилю ущербе.
Данные заносятся в базу автосервиса и хранятся там на протяжении трех лет с момента проведения осмотра автомобиля. По запросу автомобилиста на руки выдают копию документа.
Сам по себе документ не заменяет остальные документы, выданные на СТО, такие как акт приема-передачи, (оформляется перед дефектовкой) заказ-наряд или платежную квитанцию. Также акт является лишь дополнением к основному пакету документов для страховой компании и не имеет юридической силы.
Структура акта дефектовки: образец
Как уже отмечали ранее в статье, акт дефектовки относится к внутренней документации автосервиса и не имеет установленной формы или бланка. Поэтому форма может отличаться в зависимости от станции техобслуживания, где осматривают автомобиль. Документ заполняется на специализированном бланке СТО либо оформляется вручную на листе формата А4.
Акт дефектовки должен быть заверен подписями членов комиссии и печатью организации (при ее наличии) и содержать следующую информацию:
- номер документа и его название;
- реквизиты СТО, где проводится дефектовка;
- точная дата и время оказания услуги;
- информация об автомобиле: государственный номер, год выпуска, марка;
- перечисление обнаруженных дефектов с их кратким описанием;
- рекомендации экспертной группы, мероприятия, направленные на устранение скрытых повреждений;
- состав комиссии с указанием должности каждого эксперта, а именно: руководитель автосервиса или его уполномоченный заместитель, главный специалист, административный управляющий и специалист, проводивший дефектовку.
Важно: если дефектовка проводится для обнаружения скрытых повреждений после ДТП, сведения также дополняются информацией о ДТП (данные протокола), сведениями из СТС и ПТС автомобиля.
Также акт дефектовки может содержать приложения с фотоматериалами, видеоматериалами, а также чертежами. Каждую отдельно проведенную экспертизу, если их было несколько, необходимо оформлять на новом диагностическом листе. Впоследствии они прилагаются к основному документу.
Инструкция по заполнению акта дефектовки
Составление документа начинается с общей информации об акте дефектовки, а именно: в шапке документа указывается наименование организации, проводящей осмотр автомобиля, адрес, номер акта и его наименование. Также обозначается день оказания услуги и время осмотра ТС.
Основная часть содержит сведения об автомобиле, которые прописываются списком или заносятся в табличный формат. Указываются следующие данные:
- марка и модель ТС;
- наименование комплектации, год выпуска;
- тип автомобиля или кузова;
- VIN-код (идентификационный номер авто);
- реальный пробег на момент осмотра.
Диагностический лист не должен содержать ошибки и исправления. Если в акте допускается ошибка, заполняется новый бланк с начала.
После информации о ТС в документе указывается таблица с перечнем результата дефектовочных работ. Таблица содержит следующие сведения, а именно:
- перечисление выявленных дефектов в ходе осмотра автомобиля;
- перечень деталей, подлежащих замене, ремонту или окраске;
- рекомендации по устранению обнаруженных дефектов — ремонт или замена;
- количество и единицы измерения неисправностей.
В случае, если акт дефектовки составляется в ходе экспертизы после дорожно-транспортного происшествия, на бланке также должна быть указана информация о ДТП из протокола, на сам протокол дается ссылка.
Далее, после принятия единогласного решения о мерах, направленных на устранение неисправностей, документ подписывается всеми участниками комиссии и и передается на согласование владельцу автомобиля.
Как страховая будет компенсировать убытки
Страховая компания компенсирует убытки как за видимые, так и за скрытые повреждения без исключений как в рамках ОСАГО, так и в рамках Каско.
Согласно общим правилам страхования водителю либо выплачивают денежную компенсацию согласно итоговой калькуляции затрат на восстановительный ремонт, либо выдают направление на одну из СТО, с которым у СК заключен договор. Однако нередко возникают случаи, когда оценка ущерба от страховой компании не совпадает с оценкой при проведении независимой экспертизы. В этом случае для сопоставления размера компенсации и реальных затрат с учетом скрытых дефектов пригодится акт дефектовки автомобиля.
Чтобы компенсировать убытки после ДТП, сначала страховая компания назначает экспертизу ТС для оценки его состояния в течение пяти дней с момента подачи заявления в СК в рамках ОСАГО. Если говорить про полис Каско, сроки могут отличаться в зависимости от правил страховщика. Важно учитывать, что в заявлении необходимо указать, что есть подозрения на скрытые повреждения.
Рекомендуется привлечь знакомого специалиста, который сможет присутствовать при проведении очного осмотра автомобиля, чтобы указать оценщику на возможные дефекты. Если водитель не согласен с оценщиком от страховой компании, важно сделать отметку в акте осмотра о том, что не учтены возможные скрытые повреждения. В дальнейшем скрытые повреждения могут быть выявлены в ходе проведения ремонта на СТО или при самостоятельном ремонте после получения страховой выплаты.
Если автомобилист считает, что СК выплатила недостаточную сумму, можно заказать независимую экспертизу и направить ее результат вместе с претензией о доплате в страховую компанию.
Заключение
Дефектовка автомобиля после ДТП — важный процесс, позволяющий выявить скрытые повреждения и обеспечить безопасность эксплуатации транспортного средства. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальную диагностику и проверку работоспособности всех систем и агрегатов. Диагностика проводится в рамках страхования, однако водитель вправе заказать независимую экспертизу для сопоставления размера компенсации от СК и суммы ущерба, указанную в заключении независимого автоэксперта.
Может пригодиться
Калькулятор ОСАГО
Укажите гос. номер автомобиля, данные заполнятся автоматически из лицензированных источников
Страхование ипотеки
Выберите банк, в котором вы брали ипотеку